mail over

Лодка Астафьева. Памятник Астафьеву в Красноярске

Октябрь 2009, Роман газета

О конкурсе на памятник В. П. Астафьеву я узнал в Москве еще до официального его объявления. Похоже, что уже кое-кто вплотную работал над скульптурой писателя, но я участник многих конкурсов, да и в Красноярске не сторонний человек: делал памятники В.И.Сурикову и А.Г.Поздееву...

Юрий Злотя. Памятник Астафьеву в Красноярске.

С Виктором Петровичем Астафьевым мы и познакомились, собственно, на церемонии открытия памятника Поздееву. К тому времени Астафьев был уже болен серьезно, ходил с палочкой. До того дня я видел много его фотографий в домашнем архиве В.И.Кудринского, близко общавшегося с писателем. Поразило его лицо: удивительное слияние мужества и любознательности, вдумчивой доброты и простоты славянина. Весь спектр лучших свойств человека! Я знал его социально-политическую публицистику. А книги его, ну кто не читал? И вот этот знаменитейший наш земляк приходит на открытие памятника своему однокашнику: учился с Поздеевым в ПТУ. Из плотно окружившей толпы он пробирается ко мне. До сих пор не доводилось встретится, и я, конечно же, польщен его вниманием. Поговорить, впрочем, не дают: все норовят пообщаться с Виктором Петровичем. Но классик крепко держит меня под руку. Нас фотографируют. Как же дорого было для меня его одобрение...

После смерти Астафьева В. И. Кудринский предложил мне поработать над портретом писателя, покопаться в его домашнем архиве. Я с упоением читал неопубликованные статьи и интервью Виктора Петровича, изучал обширный фотоматериал задолго до конкурса.

Один священник сказал, что людей было и есть на свете много, но все по-разному говорят одни и те же слова. Разница в той энергии, которая исходит от сказанного. Этой энергией пронизана наша жизнь, всякая вещь, всякое явление, также и скульптура. Задачи скульптуры меняются в обстоятельствах и во времени, и люди искренние, открытые это понимают. Энергией должно быть отмечено произведение искусства, и это главное свойство прекрасного, сделанного руками. Я все свое понимание задачи скульптуры вложил в эту маленькую лодочку, на которую опирается одной ногой В. П. Астафьев, и постарался это донести до своего зрителя.

Моя лодочка это не только художественный элемент, это сакральный символ, аллегорический способ перехода с одного берега жизни на другой. И вот он, поэт и философ, в своем раздумье находится пока на этом берегу, чтобы вскоре оказаться на ином. Но мы, любящие его, в воображении своем задержали писателя, чтобы посоветоваться о самом главном, напоследок выяснить для себя смысл жизни, одним словом, пообщаться. Не возводить образ до культовой высоты, называя это монументальностью, а прикоснуться к вечному и родному... 

Соавтор проекта, архитектор А.Касаткин предложил место для нашего памятника на берегу обдуваемого ветрами Енисея, где регулярно проплывает судно «Виктор Астафьев». Вдова писателя Мария Семеновна заметила, что его гудок станет приветствием нашему памятнику.

В результате конкурса в Красноярске появился памятник незабвенному Виктору Петровичу. Но мечта увидеть реализованным и свой проект памятника великому русскому писателю XX века на берегу любимого им Енисея не оставляет меня. Тем более, что многие красноярцы поддерживают нашу работу: «Истинно народный памятник!»

Юрий Злотя

Источник

phone-down