mail over

Слово о скульптуре Ю. Злоти

А. А. Ахматзян

   В новом здании МГИМО 19 февраля 2013 г. с большим успехом прошла выставка скульптурных произведений заслуженного художника России Юрия Викторовича Злоти. На выставке были представлены более двух десятков отлитых в бронзе скульптурных произведений, созданных мастером за последние годы. Открывая экспозицию, на которую пришли более 200 студентов разных факультетов Университета, проректор И.А. Логинов отметил, что встречи с деятелями культуры в этом современном здании и размещение в холлах художественных произведений отечественных и иностранных художников имеют целью содействовать культурному и эстетическому развитию молодежи. Это становится хорошей традицией в нашей alma mater.

Во вступительном слове Ю. Злотя пояснил не только художественный замысел, но и философский смысл созданных им образов, таких, как «Ноев ковчег», «Машина», «Капля» и др. «Скульптура - доступный вид искусства, - сказал мастер. Достаточно лишь разъяснить, что этот вид искусства можно потреблять на уровне ощущений. Главное – честно себе признаваться, что нравится, а что нет. Другое дело – сам художник: скульптор обязан быть носителем экологии эстетического. Ощущения могут открыть понимание драматургии произведения, его пластический язык, а главное – как чистую энергетику произведения. Именно она, эта энергетика, переходит к зрителю от художника-творца. Это в идеале. А на деле случаются малоприметные успехи в области формы, которые оказываются гораздо важнее основательного труда мастера. В этом смысле непредсказуемы пути воздействия скульптур на зрителя, они взыскуют от него определенного чувственного труда, и нередко бывает, что зритель, боясь потрудиться, отступает. Я думаю, что в этой связи зрителям нужно определенные пояснения скульптора, дабы не отвратить его псевдо загадочностью искусства.

   С годами я все больше убеждаюсь в воздействии трехмерности форм на восприятие человека. И качественное осмысление художником собственного труда несет в себе не только эстетическое, но и терапевтическое воздействие. «Капля», которая стоит в центре зала, трактуется мной как сущность между «вчера» и «завтра», то есть «сегодня». Это человеческая судьба, жизнь, движение из пукта А в пункт В или сверху вниз. Оно может быть коротким, а может – и планетарного масштаба.

   В намеренно гиперболизированной работе «Колыбельная» я говорю об огромной, всеобъемлющей и питающей нас материнской любви. Это и образ матери-Земли, и каждой матери на земле нашей. Эта скульптура стоит у моего дома на улице. Я ее вижу каждый день. Смотрю на нее строго, и все же она мне нравится. Ее формы меня успокаивают, и я думаю, что именно она отсылает меня к жизненно глубинному, первозданному. Мой приятель, поэт Михаил Якунин, написал к этой работе стихи:

                                          Большое окажется малым,

                                          Как малое станет большим.

                                          И в мире еще не бывалом

                                          Мы интуитивно спешим.

   Скульптурой «Аналоговая субстанция» мне захотелось неформально высказаться по теме 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Каждый год устраиваются выставки, посвященные годовщине Великой Победы. Я знаю многие произведения современных художников на эту тему, иногда случаются истинные откровения. И я постарался быть откровенным. Вспоминая детские впечатления от юбилеев в связи с войной и от портретов ветеранов, которых с годами все меньше и меньше, я видел, что их лица похожи. Думая о том, что их объединяет, я понял: они живут тем временем. Они живы паматью и в этой памяти - боль и воля. Осознание этого меня пробрало до костей. «Аналоговая субстанция» - это мое самовыражение в скульптуре боли, памяти, воли ветеранов Отечественной войны. Самим же названием скульптуры я попытался успокоить вызываемое ею напряжение. Подход к такой эмоционально и информационно сложной теме с сюрреалистических позиций дает возможность достучаться до молодого поколения, которому нужна образная информация, имеющая воспитательное и нравственное значение.

   Я рассказал о трех своих работах, на моей же выставке представлено 21 произведение. Если будут вопросы, готов представить и другие из них».

   Выступившие во время презентации член Союза писателей России Михаил Якунин и профессор А. Ахтамзян выразили свое восприятие произведений скульптора, каждый по-своему: поэт – в стихах, профессор – в прозе. А Ахтамзян в свою очередь, подчеркнул, что Юрий Викторович Злотя – современный отечественный художник, создавший оригинальные произведения искусства, получившие признания и специалистов – искусствоведов, и широкого круга ценителей. В частности, он сказал: «В общественном сонании бытует афоризм: «Ученый обычно говорит «мы», художник с полным правом говорит «я». Ученый опирается на труды предшественников и делает новые открытия на основе новых экспериментов и новых данных. Художник тоже опирается на опыт классиков искусства и создает в меру своего таланта совершенно новые произведения, выражающие его мироощущение, его собственное «я», которое воздействует на мироощущение современников и потомков, на их чувства.

   Юрий Злотя как художник по призванию вполне может быть назван самобытным талантливым человеком, получившим современное художественное образование сначала (в 1974-1976 гг.) в Художественном училище имени И.Е. Репина в родном Кишеневе, а потом (в 1980-1985 гг.) в Высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной в Ленинграде. Все последующее время художник совершенствовался, работая в Хабаровске, Красноярске, где он прошел как аспирант через творческую мастерскую отделения Академии художеств СССР. Все это время художник трудился, «не отходя о мольберта». Признание пришло не вдруг, а в итоге творческих успехов. В 1991 г. Ю. Злотя стал стипендиатом международной программы «Новые имена». На этюдах и графических работах художник отрабатывает свой стиль, формирует свое творческое кредо мастера, от метафоры линий – к символу, от символа – к смыслу. Слегка кокетничая, мастер заявляет: «Я натуру не люблю. Я ее не вижу и не испытываю интереса». Так ли это на самом деле?

   Посмотрите альбом Ю. Злоти «Графика» (Москва. Фили. 2011) Его рисунки – воплощение трепетного отношения к натуре. Художник не искажает натуру в угоду моде, а воспевает ее. Приглядись, зритель, к его графическим работам: воображение и рука художника одним простым штрихом выражает красоту женских волос, эстетику женской шеи, наконец, живое ощущение женского торса. Возможно, это не то, что называют общечеловеческими ценностями. Но это отражение красоты натуры, человека. Произведения искусства, будь то музыка или живопись, не нуждаются в переводе на иной язык. Знатоки искусства говорят о «метафоре линий». Может быть, вернее все же было бы говорить об эстетике линий?

   Нам известны живописные картины художника маслом. От этюдов и графики он идет к скульптуре, последовательно от малых форм к монументальным. Свои произведения художник воплощает не в гипсе, а в глине, не в камне, а в бронзе. Художник идет крутыми тропами от простого штриха к очертанию живых существ, к пониманию естественных пропорций фигуры человека. Вцентре внимания художника Человек, будь то ребенок или мастеровой. Не всякому ваятелю удается выразить психологию модели или героя. Для этого нужен талант. Юрий Злотя обладает талантом.

   Не может оставить безразличным зрителя фигура художника Андрея Поздеева, установленная в качестве памятника (без большого постамента) в г. Красноярске. Ю. Злотя считает А. Поздеева своим учителем, причем не только в получении опыта художественного творчества, но и в этическом, жизненном отношении. В его глазах А. Поздеев – художник философ, посвятивший себя бескорыстному служению искусству.

   Юрий Викторович Злотя – участник многих художественных выставок, где художник выставлял свои новые работы – графические и скульптурные. В Москве такие выставки состоялись в последнее время в галерее «Дом Нащокина». В октябре-ноябре 2012 г. Ю. Злотя показал некоторые свои работы в экспозиции Первого московского фестиваля скульптуры. Персональные выставки работ скульптора успешно проходили в городах России. Творческие успехи Ю.В. Злотя отмечены в 2003 г. медалью Российской Академии художеств - «Достойному», а так же золотой медалью Российской Академии художеств. В 2005 г. он награжден золотой медалью Творческого союза художников России. Почетное звание заслуженного художника Российской Федерации ему было присвоено в 2004 г. Словом, почетные звания и награды нашли своего героя.

   Профессор Ахтамзян познакомился с Ю.В. Злотей в 2006 г. в Москве на конкурсе на лучший проект памятника поэту-герою Мусе Джалилю. На этом открытом конкурсе, в котором приняли участие десять скульпторов, проект Ю.В. Злотя получил первую премию. В течении пяти лет скульптор неустанно работал над воплощением проекта, глубоко вникая в смысл подвига Мусы Джалиля и его соратников, вникая во все его детали и гибели татарской группы Сопротивления, в дух и мотивы подвига поэта – автора известной во всем мире «Моабитской тетради». На разных этапах творческой работы Злоти автор этих строк был свидетелем его самоотверженного труда. Да, это поистине титанический труд не только художника, но и мастера формовки и литья из бронзы.

   В конце августа 2012 г. на площадке в створе улицы Мусы Джалиля в Москве в торжественной обстановке с участием официальных представителей московского правительства и представителей Республики Татарстан был открыт монумент: семиметровый бронзовый памятник Мусе Джалилю на монолитном мраморном постаменте. Творческий девиз скульптора Юрия Злоти «От символа к смыслу» получил монументальное воплощение. Москвичи (а на открытие пришли более 500 человек) благодарны большому, выдающемуся мастеру монументальной скульптуры за создание (вопреки всем сложностям и трудностям) правдивого и величественного образа Героя Советского Союза, лауреата Ленинской премии Мусы Джалиля. Такие памятники – символы своего времени остаются в веках.

phone-down