Лучшее место для диалога
Сентябрь 2007, Караван+Я
В Вышнем Волочке стартовал II культурно-туристский форум «Диалог культур на Великом водоразделе». В первый день его работы, в среду, с участием первого заместителя губернатора Тверской области Михаила Зайцева открыли памятник императрице Екатерине II, прошел фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Благовест», а спектаклем «Ключ к Каспийскому морю» в Вышневолоцком драматическом театре начался третий театральный фестиваль «Встречи на древнем Волоке».
Колокольные звоны над каналами
Уже второй год подряд вышневолоцкий культурно-туристский форум начинается 19 сентября, в день канонизации новомучеников земли тверской, в этом году с этого знаменательного события прошло уже восемь лет. Утром в память обо всех священномучениках тверской земли состоялась служба в Богоявленском соборе, после которой священнослужители и прихожане совершили крестный ход к месту, где когда-то стоял главный собор города – Казанской Божией Матери. Верующие несли храмовую икону, которая украшала иконостас разрушенного Казанского собора. А 4 ноября на месте главной святыни Вышнего Волочка будет установлен поклонный крест.
Когда православные вернулись к Богоявленскому собору, здесь уже готовили звонницы, и через несколько минут начался II фестиваль духовной музыки и колокольных звонов на древнем Волоке «Благовест». Открыл его самый юный участник Кирилл Костыренко. Он приехал из Калуги, где изучает колокольный звон в Покровском храме. Из своих одиннадцати лет восемь он посвятил освоению этого древнего искусства.
– Сначала у меня мало что получалось, – рассказал Кирилл в беседе с корреспондентом «ТЖ». – Только на четвертый год какие-то успехи появились. я слушал кассету с записями звонов, потом попал на Никольскую колокольню, поступил в музыкальную школу.
Конечно, и это признает сам Кирилл, ему еще учиться и учиться, однако даже сейчас чувствуется в этом мальчике огромный потенциал. По крайней мере те звоны, которые он исполнил на фестивале, почти не уступали тем, что представили на суд слушателей
«Путние сыны – своим прародителям»
Не будет преувеличением сказать, что главным событием того дня стало открытие памятника императрице Екатерине II. Это уже своего рода традиция: в прошлом году 19 сентября в Вышнем Волочке, на привокзальной площади, появился памятник создателям Вышневолоцкой водной системы Петру I и Михаилу Сердюкову. А нынешним летом у здания вышневолоцкой мэрии установили бронзовый бюст императора, в очередной раз продемонстрировав свое почтение к собственной истории.
Установление памятника Екатерине II также исторически оправданно, поскольку в жизни Вышнего Волочка она сыграла немаловажную роль, повелев в 1770 году рассмотреть в Сенате вопрос об административном статусе Вышнего Волочка. А 1 июля 1772 года (то есть 235 лет назад) генерал-губернатор трех губерний Яков Сиверс на торжественной литургии в только что отстроенном (а теперь, как мы знаем, разрушенном) Казанском соборе зачитал соответствующий императорский указ об учреждении Вышневолоцкого яма городом.
Все эти памятники выполнил заслуженный художник России скульптор Юрий Злотя. Новая его работа практически не отличается от двух прежних по пафосности и имперскому замаху. Памятник Екатерине поставили на Ванчаковой линии, напротив здания драматического театра. Монумент высотой 2 метра 80 сантиметров и весом 1700 килограммов находится на специально отстроенной площадке на гранитном постаменте. Императрица сидит на троне (а где же еще, ведь трон – ее рабочее место), ножки его завершены орлиными лапами, а подлокотники – орлиными же головами. На вершине трона, как и положено, – российский герб. Фигура Екатерины торжественна и величественна, пышногрудая царица одета в парадное одеяние, поверх которого накинута императорская мантия, отороченная, надо думать, горностаем. В правой руке она изящно, несмотря на изрядный вес, держит скипетр, в левой, вытянутой горизонтально, руке – венок, символизирующий ее указ об учреждении города Вышний Волочек.
Как пояснил «ТЖ» Юрий Злотя, венок имеет и другое значение: императрица словно бы и сейчас благословляет каждого жителя города и его гостей. «Я старался сделать свою работу хорошо, – сказал скульптор, – так хорошо, чтобы она понравилась самой Екатерине, если бы она ее увидела». «Путние сыны памятники своим прародителям ставят в первую очередь», – добавил господин Злотя.
На этот раз решили отказаться от традиционного открытия и не закрывали скульптуру тканью, а просто разрезали красную ленточку. В церемонии официального открытия принимали участие первый заместитель губернатора Тверской области Михаил Зайцев, мэр Вышнего Волочка Марк Хасаинов, главный федеральный инспектор в Тверской области Юрий Цеберганов, депутаты Законодательного собрания, духовенство. Михаил Зайцев поздравил вышневолочан с открытием такого замечательного памятника, отметив значение Екатерины II в истории города и всей страны, которая во время правления императрицы переживала свой расцвет.
«Между той эпохой и современностью можно провести параллель, – сказал Михаил Зайцев. – Сегодня наша страна также переживает подъем, и преобразования в экономической и социальной сфере уже дают ощутимый результат, в том числе и в Тверской области». Еще замгубернатора отметил, что вышневолочане в деле сохранения исторической памяти показали достойный пример другим. После всех полагающихся в таких случаях слов владыка Виктор под звон колоколов совершил чин освящения нового памятника.
В соответствии с названием…
Торжественное открытие II культурно-туристского форума состоялось уже вечером в помещении драматического театра. Девиз форума «Диалог культур на Великом водоразделе» здесь был реализован особенно ясно – небольшую концертную программу составили так, чтобы уже ни у кого не осталось сомнений: Вышний Волочек может предоставить для подобного диалога не самую худшую площадку. Музыкальные номера оказались подобраны в полном соответствии с названием форума: на сцене звучали пьесы Рахманинова и Шумана, песня Исаака Дунаевского и ария Пуччини.
Третий театральный фестиваль «Встречи на древнем Волоке» этим же вечером открылся премьерным спектаклем Вышневолоцкого драматического театра «Ключ к морю Каспийскому», поставленным Владимиром Коломаком по пьесе Владимира Георгиева. В ее основе лежит исторический факт – визит Петра I в Вышний Волочек. «Хроника славных дел» начинается с появления Петра, который требовал «подать ему моря». А создание водной системы в Вышнем Волочке как раз и дало ему тот самый ключ к Каспийскому морю. Очень даже возможно, что этот спектакль станет театральной визитной карточкой города, рассказывающей о его истории. За время фестиваля будут показаны также спектакли Рыбинского драматического театра, «Ведогонъ-театра» из Зеленограда, московского мюзикл-театра «Монотон».
Вчера в рамках форума «Диалог культур на Великом водоразделе» прошел I Международный фестиваль русского музыкально-инструментального искусства «Творческое наследие В.В. Андреева». Сегодня откроется выставочный центр под открытым небом «Вышний Волочек – Тверская Венеция», а также пройдет «круглый стол» «Мы сохраним тебя, русское слово», посвященный Году русского языка. Завершится форум в воскресенье, тогда же будут подведены и итоги театрального фестиваля «Встречи на древнем Волоке».