mail over


Warning: preg_replace(): The /e modifier is no longer supported, use preg_replace_callback instead in /var/www/zlotya/data/www/zlotya.ru/plugins/system/metagenerator/metagenerator.php on line 173

Бронзовые грани реализма. Памятники в Вышнем Волочке

Январь 2010, Тверская Жизнь

Бронзовые грани реализма

На вернисаже говорили: город нашел своего скульптора. Заслуженный художник России Юрий Злотя, автор открывшегося в сентябре в Вышнем Волочке памятника Петру I и создателю Вышневолоцкой водной системы Михаилу Сердюкову, представил волочанам свою персональную выставку «Скульптура малых форм». С тем чтобы, по выражению самого художника, «по возможности наиболее полно предстать таким, каков я есть на самом деле».

Юрий Злотя относится к категории крепких профессионалов. Выпускник знаменитой питерской Мухи периода ее расцвета, специалист по части сочетания монументальной скульптуры и архитектуры, он честно признается, что готов взяться за любой заказ и выполнить его даже за небольшие по меркам этого вида искусства деньги – учесть пожелания заказчика, но при этом привнести в произведение истинный полет фантазии. В этом, собственно, состоит специфика монументальной скульптуры: представитель этого жанра по определению не может работать «в стол», его произведения должны идти в народ и быть этим народом востребованы.

Экспозиция, размещенная в залах недавно построенного вышневолоцкого музея, естественным образом разделилась на две части. Первая как раз позволила художнику «предстать» (он очень любит это слово) в качестве профессионала, который в рамках выбранного стиля умеет делать все – не в понятии всеядности, а в смысле мастерства. «В современной культурной ситуации нивелировалось понятие профессии, – сказал, открывая выставку, искусствовед из Федерального агентства по культуре и кинематографии Валерий Перфильев. – Художник же должен не просто нести свою миссию, но быть готовым к этому профессионалом». Юрий Злотя оказался именно таковым. Традиционный реализм в его исполнении оказался весьма пластичным стилем, включающим в себя множество вариантов образного решения. В небольшом зале соседствуют выполненный в традициях XVIII века проект памятника императрице Елизавете Петровне, нарочито грубое, почти брутальное изображение ступней, пробитых массивным гвоздем, и решенная в сглаженных с большой долей абстракции формах «Кормящая». Самому художнику особенно дорог проект памятника Бродскому, сделанный в почти экспрессионистической манере: поэт изображен во весь рост, с глубоко, почти неестественно запрокинутой головой. Образ получился достаточно сложным, нельзя сказать, что он читается с первого взгляда. Юрий Злотя объяснил, что имел в виду отрицание Бродским «бытовизма» и устремленность к небесам, позволявшую ему материализовать высокое слово. Собственно, не есть хорошо, когда художнику приходится на словах объяснять собственный замысел, есть в этом некая «литературщина», но это же характеризует такой вариант реализма как стиль, предполагающий сложные, многоплановые и требующие глубокого осмысления образные решения.

Этому способствует выбранный художником материал: Юрий Злотя предпочитает бронзу. Работать с камнем не получилось из-за проблем со здоровьем, все прочие материалы, по словам художника, не обладают необходимой пластической широтой. Бронза же, отливке которой предшествует модель из глины или пластилина, исключительно податлива и позволяет создавать необходимые для реализации замысла эффекты – как острые грани, так и плавные сглаженные формы.

Во втором зале Юрий Злотя представил уже не творческие поиски, а их результат – модели памятников, уже установленных в разных городах или ждущих воплощения. Художник регулярно участвует во многих конкурсах и обычно занимает там вторые места. Сам он посоветовался со священником и решил, что, может быть, оно и к лучшему. Тем не менее в Красноярске, где Юрий Злотя оканчивал аспирантуру, уже установлены памятники художникам Поздееву и Сурикову, Министерство культуры заинтересовалось проектом памятника Менделееву, сделанным для Клина. Любопытно, что Юрий Злотя работает в давно принятой в Европе, но еще не очень привычной для России традиции городской скульптуры. У нас монумент вознесен на высокий постамент и дистанцирован от зрителя; городская же скульптура, напротив, предполагается интерактивной. Именно таков памятник Менделееву: великий химик привстал из-за стола и как бы уступает зрителю свое рабочее место. А на столе лежит массивный том. Художник рассказал, что на его странице будет выгравировано некое мудрое изречение, прочитать которое сможет лишь тот, кто осмелится сесть на менделеевский стул.

В таком же ключе решен и занявший второе место на конкурсе в Клину памятник Чайковскому (Юрий Злотя не без иронии заметил, что проект, который предпочло жюри, не очень нравится и туристам, и жителям города). Художник исходил из того, что музей Чайковского расположен на федеральной трассе, каковой она была и в XIX веке. Поэтому здесь уместна и пролетка, из которой как бы только что вышел Петр Ильич, и измученная долгой дорогой тощая ямщицкая лошадь. Уместен и интерактив – редкий зритель устоит перед соблазном забраться в пролетку и почувствовать себя попутчиком великого композитора. По словам художника, в этой композиции предполагается еще уличный фонарь.

Главным же экспонатом этого раздела выставки стал выполненный в традициях XVIII века большой бюст Петра I – модель в натуральную величину памятника, который делался для Вышнего Волочка. В обозримом будущем он будет установлен перед зданием местной администрации. Юрий Злотя высказался в том смысле, что это будет назидание современному чиновничеству. И то верно: лицо императора-реформатора художник сделал на редкость свирепым.

Валерий Перфильев отметил, что «город нашел своего скульптора», на котором, надо сказать, лежит немалая ответственность: Юрий Злотя фактически стал преемником безусловного классика советского искусства Олега Комова – в Вышнем Волочке стоит памятник Венецианову его работы, а поблизости, на Академической даче – памятник Репину. Планка задана – надо соответствовать. Как сам город, кстати, соответствует своему статусу «тверской Венеции».

Источник

phone-down